Данный раздел экспериментальный, целью которого, является представить посетителям возможности создания интерактивных схем.
Несмотря на то, что время на создание таких схем значительно выше, они могут помочь более наглядно объяснить работу схемы, а в случае сложного алгоритма работы схемы с большим количеством элементов, стать неплохим помощником в поиске неисправности при ремонте оборудования.
Для демонстрации возможности интерактивных схем и обсуждения, создана одна из самых простых схем - схема управления реверсивным двигателем с короткозамкнутым ротором.
Так как подобных схем я пока не встречал, хотелось бы узнать Ваше мнение, которое Вы можете оставить в комментариях:
- о рациональности построения интерактивных схем;
- возможные варианты их использования;
- замечания и предложения по функциональности и отображению состояния элементов схемы
В процессе обсуждения, будут создаваться варианты схем созданные с учетом ваших рекомендаций, и сопровождаться моими комментариями.
Схема управления реверсивным двигателем, вариант1
Загрузить схему к себе на компьютер, Вы можете в формате chm: Скачать
Схема управления реверсивным двигателем, вариант 2
Добавлены изменения, с учетом Ваших рекомендаций:
Комментарии посетителей | Мои комментарии |
1. Текст комментария #3 : Как по мне, схеме несколько не хватает функциональности: не видно замыкания замыкающего контакта кнопки «Вправо» («Влево») при её нажатии и его размыкания при отпускании. Аналогично дело обстоит с размыкающим контактом кнопки «Стоп». |
Данную функциональность добавил. Пока для кнопок «Вправо» и «Влево». Как получилось, смотрите на схеме. В целесообразности этой функции, я не совсем уверен, поэтому прошу продолжить высказывать свое мнение. |
1. Текст комментария #3 : ... можно будет показать вращающийся вправо или влево ротор электродвигателя я (вращающаяся по кругу стрелка). |
Эту функцию я рассматривал с самого начала. Но потом пришлось отказаться. И причина, даже не в увеличении размера файла. С вращающимся ротором получилось красиво, но, данный эффект не позволяет сосредоточить внимание на самой схеме (взгляд и внимание самопроизвольно перемещаются на вращающийся объект). По этой причине данную функцию следует оставить для рекламных роликов. |
Текст комментария #4: Ещё одно замечание. Исходное состояние – электродвигатель неподвижен. Обе группы линейных проводников, идущие от разомкнутых замыкающих контактов контакторов КМ1 и КМ2 к двигателю обесточены и имеют синий цвет. При замыкании контактов контактора КМ1 отходящие от них линейные проводники, идущие к статору асинхронного двигателя, меняют цвет с синего на красный. В то же время линейные проводники, идущие от оставшихся разомкнутыми контактов контактора КМ2, должны оставаться синими. При замыкании контактов контактора КМ2 наоборот. Красный цвет – ток протекает, синий цвет – проводник обесточен. |
В первом варианте схемы, синий цвет был выбран для токоведущих частей, на которых нет напряжения; красный цвет, для токоведущих частей которые находятся под напряжением. В новом варианте схемы:
Вот только выбранные цвета (выбирал из стандартных цветов), мне что-то не нравится. |
Загрузить схему к себе на компьютер, Вы можете в формате chm: Скачать
Чертежи создаются послойно в Visio (используетвя библиотека трафаретов GOST Electro for Visio), затем с помощью редактора svf (в данном случае UVScreenCamera) , добавляются интерактивные ссылки.
В дальнейшем, когда с помощью замечаний и рекомендаций посетителей сайта будет принято окончательное решение о цвете и виде состояний проводников и элементов схемы, а так же функциональност и схемы, планируется сделать небольшое руководство по созданию таких схем.
Технология не очень сложная, но всё равно, нужно будет делать руководство, которое постараюсь сделать после детального обсуждения отображения и функциональност и схем. Так что можете присоединяться и вносить свои замечания и предложения.
Чертежи создаются послойно в Visio (сделать это не сложно с помощью готовых трафаретов), затем с помощью редактора svf, добавляются интерактивные ссылки.
Все программные продукты платные.
Автор комментария: Владимир Долотин
Текст комментария: Ещё одно замечание.
Исходное состояние – электродвигател ь неподвижен. Обе группы линейных проводников, идущие от разомкнутых замыкающих контактов контакторов КМ1 и КМ2 к двигателю обесточены и имеют синий цвет.
При замыкании контактов контактора КМ1 отходящие от них линейные проводники, идущие к статору асинхронного двигателя, меняют цвет с синего на красный. В то же время линейные проводники, идущие от оставшихся разомкнутыми контактов контактора КМ2, должны оставаться синими.
При замыкании контактов контактора КМ2 наоборот.
Красный цвет – ток протекает, синий цвет – проводник обесточен.
Автор комментария: Владимир Долотин
Текст комментария: Как по мне, схеме несколько не хватает функциональност и: не видно замыкания замыкающего контакта кнопки «Вправо» («Влево») при её нажатии и его размыкания при отпускании.
Аналогично дело обстоит с размыкающим контактом кнопки «Стоп».
Всё понятно: схема двухпозиционная , а для реализации моего предложения её нужно сделать, как минимум, трёхпозиционной . Схема будет ещё дороже, зато нагляднее. Думаю, при желании Вы сможете это выполнить.
Кстати, при трёхпозиционной схеме уже можно будет показать вращающийся вправо или влево ротор электродвигател я (вращающаяся по кругу стрелка).
Автор комментария: Владимир Долотин
Текст комментария: Александр, если Вы первый придумали такой вид схем, честь Вам и хвала. Я по образованию электромеханик и могу по достоинству оценить это новшество.
Очень хорошо помню, насколько трудно было в институте изучать работу схем управления разнообразными общепромышленны ми механизмами. А чего стоило освоить электрическую схему подготовки и пуска зенитной ракеты на военке! Держать в уме состояние сотни замыкающих и размыкающих контактов очень нелегко! На это ушло несколько лет подготовки. Интерактивные схемы могли бы намного упростить процесс обучения – факт.
Думаю, однако, что данный вид схем найдёт применение не только для учебных целей. Всегда найдутся люди, которые захотят как можно более убедительно раскрыть возможности предлагаемого ими технического решения (электрической, пневматической, гидравлической схемы) и не пожалеют дополнительных усилий и средств для изображения схемы в интерактивном виде. Особенно в рекламных целях.
Успехов Вам в Ваших дальнейших поисках.
К сожалению, после блокировки и последующего восстановления, не удалось сохранить все комментарии и мои ответы на них.
Последние 3 рекомендации, сохранились в почте и я их публикую выше, в свободной форме.
Ответы на них, а так же вариант схемы, выполненный выполненный с учетом Ваших рекомендаций, восстановлю в ближайшее время.